Подождите
идет загрузка
Оставить отзыв/пожелание

ТОС АЗЛК г.о. КИНЕШМА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

ТОС АЗЛК!!! ТОС АЗЛК!!!

Неизвестные страницы из жизни семьи Василевских.

            «На границе Ивановской и Костромской областей начинается Среднее Поволжье… Здесь по равнине… вокруг небольших городов теснится множество поселков, а между ними разбросаны старинные села и деревни. Этот край бедных подзолистых почв и еловых лесов — моя родина. Ниже Костромы, если плыть по Волге и миновать живописный городок Плес, пароходы подходили к пристани в Кинешме, славившейся полотняными изделиями... На юго-запад от Кинешмы шла «чугунка» — железная дорога на Иваново-Вознесенск, а на юг вели два больших тракта: один — к Вичуге, а другой — к большой деревне Никитино. Это было наше волостное село…  

           Ничем не примечательный этот крохотный по своим размерам кусочек нашей Родины мне особенно близок. В западной его части, километрах в пяти от Батман, и находилось тогда село Новопокровское, с которым тесно связаны мои детство и юность. Было в нем всего три дома. Теперь этого села нет. Но я и сейчас отчетливо представляю, … как здесь в детстве я бродил по лесам, изобиловавшим дичью, всевозможными грибами и ягодами. Вместе с крестьянами… косил траву и занимался другими сельскохозяйственными работами. Здесь в церковно-приходской школе начал учебу» - так начинает книгу-исповедь наш знаменитый земляк А.М. Василевский.

Священником в селе Новопокровское служил отец маршала – Михаил Александрович Василевский (Васильевский), человек, о котором в округе до сих пор вспоминают с особым уважением, как о трудолюбивом, благородном, отзывчивом и благопристойном человеке.

           Родился Михаил Александрович в 1866г. в небогатой семье в с. Хреново  Вичугской волости  Кинешемского уезда.  Очень рано, в 17 лет, лишился отца. Мать вскоре вышла замуж за мелкого служащего уездного земства. Старшие дети вынуждены были добывать себе пропитание кто,  чем мог. Брат Александр, например, стал священником и служил в старинном храме Успения Пресвятой Богородицы села Порхачева, построенном князьями Трубецкими[1]. Священник открыл церковно-приходскую школу и заботился о ее учениках. Батюшка Александр Александрович Васильевский никогда и ни при каких обстоятельствах не падал духом. Он говорил, что это была их фамильная черта. В такие минуты он любил играть на скрипочке мелодии церковных молитв.

 С детских лет  Михаил Александрович Василевский обладал прекрасным голосом и даром убеждения. Воспользовавшись семейной черте – не падать духом, он отправляется на заработки в Кострому и поступает певчим в костромской кафедральный собор.  Согласно спискам Костромской епархии  на 1890г. Василевский возвращается на родину в качестве псаломщика, регента  Николаевской единоверческой церкви села Новая  Гольчиха Кинешемского уезда[2].   

              В наших краях с момента раскола церкви в районе Вичуги, Кобылина, Вахуток проживало большое количество раскольников. Здесь издавна поселились приверженцы Спасова и Поморского согласий, ИПХС (истинно православных христиан странствующих). Почти в каждой из этих деревень были   молельные дома со своими настоятелями. Но часть раскольников посещала церкви, признавая попов.  В конце 19 века усилилась борьба с расколом и стали строиться объединительные, т.н. единоверческие храмы, в тех местах, где особенно и традиционно были сильны старообрядческие традиции. Одними из первых единоверческие храмы в Кинешемском уезде стали появляться в Новой Гольчихе (1850) и в Вичуге (1880).

Так православный юноша встал на стезю проповедничества и молитвы. В Гольчихе Михаил Александрович женился на дочери псаломщика церкви села Углец Кинешемского уезда Надежде Ивановне Соколовой (30.09.1872-7.08.1939). Вскоре его переводят в единоверческий храм  села Новопокровское, где он и служит священником с 1896г. и до закрытия храма в 1939г.  

            Единоверческая  церковь Вознесения была построена в 1874г. на средства крестьянина д. Калинихи Евфимия Игнатовича Кулакова, при участии Вичугского фабриканта потомственного гражданина Дмитрия Федоровича Морокина - интересный пример культового сооружения периода эклектики с преимуществом использования элементов русского стиля, зданием каменная, с такою же колокольнею.

               Метрические книги Покровской церкви села Ново-Покровского за 1891-1900 гг. говорят о том, что до Василевского в  этом храме служили священник Симеон Веселовский и Костромской Духовной Консистории священнослужитель Член Консистории на 1893г. кафедральный Протоиерей Иоанн Поспелов. Получается, что Василевский был третьим священником в этом храме.   До 1898 г. церковь называлась Покровской, а с 1899 г. та же церковь называется Вознесенской Единоверческой.

              Жизнь молодой семьи идет в постоянной нужде, в труде ради куска хлеба насущного. Скудного   жалованья священника не хватало даже на самые насущные нужды многодетной семьи, а к 1912г.  у Василевских было уже восемь детей. Все они от мала до велика трудились в огороде и в поле. Священник Василевский постоянно подрабатывал - столярничал, изготовляя по заказам земства школьные парты, столы, оконные рамы, двери и ульи для пасек.  Его верстак и инструменты до сих пор находятся в музее д. Вахутки.  В своих мемуарах Александр Василевский писал: «Весной 1909 года нашу семью постигло несчастье: наш дом и имущество сгорели дотла». Вслед за тем его отец взялся строить в Новопокровском новый дом, в чем ему вызвались помогать местные жители. Успелось как раз к зиме».

              Надежда Ивановна во всем следовала за мужем, была отменной и бережливой хозяйкой, правда страдала сердечными болезнями. Однажды, спустившись в погреб за соленьями, почувствовала себя плохо и не смогла  позвать на помощь. Могила матери Василевского со скромным обелиском располагается справа от алтаря Новопокровского храма. Редкие цветы да заросли травы отмечают это горькое место.

               Удивительно, что большую и дружную семью Василевских разметало по разным уголкам страны и некому преклонить колени на этом холмике, а ведь мать была настоящим «цементом» их отношений. После смерти жены Михаил Александрович долго тосковал. Его уговорили переехать к дочерям в Кинешму. Дочь священника Екатерина Крючина, как пишет в своих воспоминаниях маршал Василевский, крупная, статная, характер  суровый, требовательный, несколько десятков лет работала  учительницей, потеряла в Великую Отечественную войну мужа и сына. Именно к ней в 1939г. и переехал отец Михаил из Новопокровского. Чтобы совсем не разлучаться с женой и всем тем, что было ему дорого, он перевез из села в город на улицу Морскую  свой дом-пятистенок, который и до сих пор радует глаз проходящих мимо него горожан, живущих в Залесье. Поговаривают, что Александр Василевский тогда помог отцу тем, что прислал солдат. Это они, солдаты, заново собирали дом.

               Появление о. Михаила в Кинешме связано с необходимостью самосохранения, т.к. в 1937-38 гг. от репрессий и преследования погибли почти все собратья-пастыри священника Михаила, служившие в единоверческих храмах. Большая часть из них была расстреляна, остальные сгинули в лагерях. Последним из единоверческих епископов будет расстрелян 31 октября 1937 года епископ Вассиан (Веретенников), правящий архиерей   Михаила Василевского.  Священник Михаил в числе немногих уцелел. К тому времени его знаменитый сын окончательно «порвал отношения» с отцом, православным верующим не был, а был убеждённым коммунистом до конца жизни (хоть и вступил в партию в конце 1930-х), и почти двадцать лет не поддерживал никакой связи с кинешемскими родственниками.

            Храмы Кинешмы к  моменту переезда о. Михаила были уже закрыты и службу начали только в 1946г.,  как гласит  Письмо Кинешемского горисполкома от 25.01.1964 г. В этом письме  дается справка о том, что Успенский собор после его закрытия в 1941г. действовал в Кинешме   лишь с 1946г.  Интересны  дальнейшие факты  письма: «Успенская религиозная община в г. Кинешме пользуется с 1946 г.  двумя молитвенными зданиями – Успенским собором с полезной площадью 648,61 кв. метра и Троицким собором с полезной площадью 526,53 кв. метра. Исполком горсовета своим решением от 31 октября 1963 года возбудил ходатайство перед облисполкомом об изъятии из ведения религиозной общины здания Троицкого собора и передаче его городскому краеведческому музею. Оборудованная ранее в здании собора неизвестно по чьему разрешению купель для крещения взрослых церковным советом ликвидирована в начале декабря м-ца 1963 года»[3].

             Служил ли о. Михаил в одном из храмов Кинешмы остается загадкой, но кинешемцы, рожденные во время войны или сразу после нее помнят, что священник Василевский активно исправлял  требы на дому, причащая и соборуя умирающих,  отпевая умерших, крестя новорожденных. И здесь в Кинешме с особой теплотой вспоминают его заботу и внимание. 

              Тихая и скромная, незаметная с первого взгляда могила на старом кинешемском кладбище в Сокольниках привлекает внимание  разве что тех, кто когда-то знал этого удивительного человека.  

             А что же семья? На улице Горького в маленьком деревянном доме  № 79 в начале шестидесятых годов 20 века одиноко проживали две старушки. Старшая из них – Елизавета Александровна Грибкова, приходилась Михаилу Александровичу Василевскому родной сестрой. К тому времени ей было уже за девяносто. Вместе с дочерью Татьяной Елизавета Александровна жила скромно и бедно, за счет небольшого огородика на задворках дома. Сюда со спортивной площадки на берегу р. Кинешемки часто прилетали мячи местных футболистов, что наносило некоторый урон и неудобства урожаю и окнам дома, выходившим на реку. Старушки стоически терпели такие трудности. Им сложно было заготавливать дрова и носить с колонки воду, топить развалившуюся печь. Только раз Татьяна Сергеевна обратилась в горисполком об улучшении жилищных условий и получила отказ. Она скромно умолчала о своем родстве с  полководцем №2, хотя очень дружила со своей двоюродной сестрой Екатериной Михайловной Крючиной.

             Кем по профессии были эти женщины, история умалчивает. Есть упоминание, что одна из них  работала в женской консультации.  Письмо в городскую администрацию с просьбой о выделении им благоустроенного жилья инициировали и подписали многие известные в городе учителя и врачи, военные.

            Какова судьба его детей? Первенец Василевских сын Александр умер очень рано. Сын Дмитрий стал врачом, а затем офицером Красной Армии. Четвертый по праву рождения сын Александр – известный миру великий полководец, маршал Советского Союза.  Сын Евгений стал агрономом и председателем колхоза во Владимирской области. Еще один сын Виктор — штурманом боевой авиации.  Дочери Василевских Елена и Вера — работницами сельских школ, а  Маргарита — лаборанткой научно-исследовательского института. Но все они имеют право считаться нашими земляками, потому  на Кинешемской земле их Родина. 

[1] Родниковский район. Проезд: Свернуть с шоссе Иваново - Кинешма у г. Родники направо в сторону г. Шуя. Через 5,5 км  Пархачево.  Комплекс церковных построек расположен на северной окраине села, на возвышенном месте над прудами.  Крупномасштабная по формам Успенская церковь и уравновешивающая её высокая колокольня выстроены в 1818 г.   Все сооружения кирпичные. Один из интереснейших культовых комплексов района периода позднего классицизма с элементами барокко в архитектуре храма.

[2] ныне Вичугский район Ивановской области

[3] ГАИО. Ф. р-2953, оп. 4, д. 3б, л. 106-107.

мы в социальных сетях